Узнайте, как международные правила Инкотермс помогают продавцам и покупателям четко распределять обязанности и риски при доставке товаров. Простыми словами объясняем, что такое Инкотермс, как они работают, и разбираем ключевые условия на примерах из жизни. Эта статья поможет вам избежать путаницы и эффективно вести международную торговлю.
Что такое Инкотермс простыми словами?
Инкотермс — это международные правила, которые помогают продавцам и покупателям понять, кто за что отвечает при доставке товара. Например, кто оплачивает транспорт, страховку или таможенные пошлины, а кто несет риски, если товар повредится или потеряется.
Как работают Инкотермс?
Инкотермс не описывают сам процесс доставки, а делят обязанности и затраты между сторонами. Они показывают, на каком этапе ответственность и риски переходят от продавца к покупателю. Давайте разберем основные правила с примерами.
Основные правила Инкотермс 2020 с пояснениями
Для всех видов транспорта:
EXW (Ex Works, Франко завод)
Продавец предоставляет товар на своем складе. Покупатель сам организует и оплачивает доставку.
Переход рисков: В момент, когда покупатель забирает груз со склада продавца.
Пример: Вы купили партию деталей в Германии. Завод просто готовит товар для передачи, а вы сами нанимаете грузовик для доставки в Россию.
FCA (Free Carrier, Франко перевозчик)
Продавец доставляет товар до перевозчика, выбранного покупателем, и берет на себя расходы до этого этапа.
Переход рисков: Когда груз передан перевозчику.
Пример: Вы покупаете оборудование. Продавец довозит его до терминала аэропорта, а дальше за перевозку и риски отвечаете вы.
CPT (Carriage Paid To, Перевозка оплачена до)
Продавец оплачивает транспортировку до указанного места, но риски переходят к покупателю, как только товар передан первому перевозчику.
Переход рисков: После передачи груза первому перевозчику.
Пример: Вы заказываете одежду из Турции. Продавец оплачивает доставку до Москвы, но если товар потеряется в пути, это уже ваша проблема.
CIP (Carriage and Insurance Paid To, Перевозка и страхование оплачены до)
Продавец оплачивает доставку и страхует товар до указанного места.
Переход рисков: После передачи груза перевозчику.
Пример: Вы заказываете электронику из США. Продавец не только оплачивает транспорт, но и страхует товар, пока он не прибудет в ваш город.
DAP (Delivered At Place, Поставка в пункте)
Продавец доставляет товар до места назначения, но покупатель отвечает за разгрузку и импортные пошлины.
Переход рисков: После доставки в пункт назначения.
Пример: Вы заказываете мебель с доставкой в ваш офис. Продавец привозит ее к дверям, но разгрузка — ваша забота.
DPU (Delivered at Place Unloaded, Поставка на место выгрузки)
Продавец доставляет и разгружает товар в указанном месте. Покупатель оплачивает пошлины.
Переход рисков: После разгрузки.
Пример: Вы покупаете строительные материалы. Продавец доставляет их прямо на стройку и разгружает.
DDP (Delivered Duty Paid, Поставка с уплатой пошлин)
Продавец оплачивает все расходы, включая пошлины, и доставляет товар прямо покупателю.
Переход рисков: После доставки в пункт назначения.
Пример: Вы покупаете электронику из Китая. Продавец оплачивает доставку, пошлины и налоги — вам остается только принять товар.
Для морских и речных перевозок:
FAS (Free Alongside Ship, Свободно вдоль борта)
Продавец доставляет товар в порт и размещает его рядом с судном.
Переход рисков: Когда товар размещен у борта судна.
Пример: Вы покупаете зерно. Продавец доставляет его в порт, а дальше вы сами загружаете его на судно.
FOB (Free On Board, Свободно на борту)
Продавец доставляет товар на борт судна, а дальше риски переходят к покупателю.
Переход рисков: Когда товар загружен на судно.
Пример: Вы покупаете партию машин. Продавец загружает их на корабль, а дальше вы несете риски.
CFR (Cost and Freight, Стоимость и фрахт)
Продавец оплачивает фрахт до порта назначения, но риски переходят к покупателю, как только товар на борту судна.
Переход рисков: После загрузки на судно.
Пример: Вы заказываете партию кофе из Бразилии. Продавец оплачивает перевозку до порта, но повреждения в пути — это ваша ответственность.
CIF (Cost, Insurance and Freight, Страхование и фрахт)
Продавец оплачивает фрахт и страховку до порта назначения, но риски переходят к покупателю на борту судна.
Переход рисков: После загрузки на судно.
Пример: Вы покупаете нефть. Продавец оплачивает доставку и страхует груз, но любые проблемы после погрузки — на вашей стороне.
Примеры из жизни
- EXW и небольшие компании: Часто используется для мелких экспортеров, которые не хотят заниматься доставкой. Например, небольшой завод по производству шоколада продает продукцию EXW, оставляя покупателю всю логистику.
- DDP и розничные сети: Крупные сети вроде IKEA предпочитают DDP, чтобы поставщики сами решали вопросы доставки и пошлин.
- FOB и экспорт автомобилей: При международной продаже машин автомобили передаются на борт судна, после чего покупатель отвечает за доставку.
Почему Инкотермс важны?
Прозрачность. Все знают, кто за что отвечает. Например, если груз потерялся, всегда понятно, кто несет убытки.
Снижение рисков. Меньше споров между сторонами, потому что условия заранее известны.
Экономия времени. Не нужно выдумывать новые условия для каждой сделки — достаточно выбрать подходящий термин.
Заключение
Инкотермс — это простые и понятные правила, которые делают международную торговлю безопасной и прозрачной. Зная их, вы сможете эффективно вести переговоры и избегать недоразумений.